a_krivoshey

Category:

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ

Что такое естественное право

Естественное право ...(jus naturale)... есть свобода всякого че­ловека использовать собственные силы по своему усмотрению... свобода делать все то, что, по его суждению и разумению, является наиболее подходящим для этого средством. Что такое Естествен­ный закон (lex naturalis) есть предписание или найденное разу­мом общее правило, согласно которому человеку запрещается Делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к ее сохранению, и упускать то, что он считает наилучшим сред­ством для сохранения жизни.

Различие между правом и законом

Следует различать jus и lex — право и закон... право состоит в свободе делать или не делать, между тем как закон определяет и обязывает к тому или другому члену этой альтернативы, следо­вательно, закон и право различаются между собой, так же как обязательство и свобода, которые несовместимы...

Основной естественный закон

...Первый и основной естественный закон, гласящий, что сле­дует искать мира и следовать ему, сводящегося к праву защи­щать себя всеми возможными средствами.

Второй естественный закон

От этого основного естественного закона, согласно которому люди должны стремиться к миру, происходит другой закон, глася­щий, что е случае согласия на то других человек должен согла­ситься отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольство­ваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, какую он допустил бы у других людей по отношению к себе. ...И это закон всех людей (закон Евангелия): не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы, делали тебе.

О ДРУГИХ ЕСТЕСТВЕННЫХ ЗАКОНАХ

Третий естественный закон — справедливость

Из того естественного закона, в силу которого мы обязан переносить на другого те права, сохранение которых мешает водворению мира среди людей, вытекает третий естественный закон именно тот, что люди должны выполнять заключенные ими со­глашения... В этом естественном законе заключаются источники и начало справедливости.

Четвертый естественный закон — благодарность

Если справедливость обусловлена предварительным соглаше­нием, то благодарность обусловлена предварительной милостью, т. е. предварительным даром, и является четвертым естествен­ным законом, который может быть формулирован так: человек, получивший благодеяние от другого лишь из милости, должен стремиться к тому, чтобы тот, кто оказывает это благодея­ние. не имел разумного основания раскаиваться в своей доброте.

Пятый закон — взаимная уступчивость или любезность

Пятый естественный закон есть закон любезности, а именно что каждый человек должен приноравливаться ко всем остальным.

Шестой закон — легко прощать обиды

Шестой естественный закон гласит: при наличии гарантии в отношении будущего человек должен прощать прошлые оби­ды тем, кто, проявляя раскаяние, желает этого. Ибо прощение есть дарование мира.

Седьмой закон — при отмщении люди

руководствуются только будущим благом

Седьмой закон гласит, что при отмщении (т. е. при воздаянии злом за зло) люди должны сообразовываться не с размерами того блага, которое должно последовать за отмщением.

Восьмой закон — против оскорбления

Так как всякое проявление ненависти или презрения вызыва­ет борьбу,... то мы можем ...установить в качестве естественного закона правило, что ни один человек не должен делом, словом, выражением лица или жестом выказывать ненависть или пре­зрение другому. Нарушение этого закона обычно именуется нане­сением оскорбления.

Девятый закон против гордости

...Каждый человек должен признать других равными себе от природы. Нарушение этого правила есть гордость. Из этого зако­на вытекает другой, а именно

Десятый закон — против надменности

...что при вступлении в мирный договор ни один человек не должен требовать предоставления себе какого-нибудь права, на предоставление которого любому другому человеку он не согла­сился бы. ...Те, кто соблюдает этот закон, называются скромными, а те, кто его нарушает, называются надменными.

Одиннадцатый закон — беспристрастие

Точно так же если человек уполномочен быть судьей в споре между человеком и человеком, то естественный закон предписы­вает, чтобы он беспристрастно их рассудил. Ибо в противном случае споры между людьми могут быть разрешены лишь войной. ...Соблюдение этого закона о равном распределении и воздаянии каждому того, что ему принадлежит по разуму, называется бес­пристрастием и является... дистрибутивной справедливостью, нарушение же называется лицеприятием. ...

Двенадцатый закон — равное использование общих вещей

Отсюда следует другой закон, а именно что неделимые вещи должны быть, если это возможно, использованы сообща, причем, если количество вещей позволяет, без ограничения, в противном же случае — пропорционально числу тех, кто имеет право, ибо иначе распределение было неравномерно и небеспристрастно.

Тринадцатый закон — о жребии

Однако имеются некоторые вещи, которые не могут быть ни делимы, ни использованы сообща. В этом случае естественный за­кон, предписывающий беспристрастие, требует, чтобы право вла­дения в целом, или, иначе (если устанавливается поочередное поль­зование), первоочередное владение, предоставлялось по жребию.

Четырнадцатый закон — о первородстве и первом владении

Жребий бывает двоякого рода: установленный и естествен­ный. Установленный — это тот, который устанавливается согла­шением сторон; естественный же — это или первородство, или первое владение.

Пятнадцатый закон — о посредниках

Естественный закон — это то, что всем людям, которые явля­ются посредниками мира, должна быть дана гарантия непри­косновенности. Ибо закон, предписывающий мир как цель, пред­писывает посредничество как средство, а средством для посред­ничества является гарантия неприкосновенности.

Шестнадцатый закон — о подчинении арбитражу

...Если заинтересованные стороны не соглашаются взаимно подчиниться решению третьего лица, они далеки от мира, как никогда. Этот третий, решению которого они подчиняются, назы­вается арбитром. И отсюда естественный закон, гласящий, что в случае спора стороны, должны подчинить свое право решению арбитра.

Семнадцатый закон — никто не может быть судьей самого себя

Так как имеется, как мы видим, предположение, что всякий человек делает все для своей выгоды, то никто не может быть справедливым арбитром в своем собственном деле.

Восемнадцатый закон — никто не должен быть

судьей в деле, в котором он в силу естественных причин

имеет пристрастие

На том же основании никто не должен быть поставлен арбит­ром в таком деле, в котором он явно извлекает больше пользы, чести или удовольствия от победы одной стороны, чем другой, ибо это означало бы, что судья получил (хотя и помимо своей воли) взятку, и никто не обязан был бы доверять ему. Таким образом, и в этом случае оставались бы в силе спор и состояние войны, что было бы против естественного закона.

Девятнадцатый закон — о свидетелях

А так как в спорах о факте судья не должен доверять одной стороне больше, чем другой (если нет других аргументов), то он должен доверять третьему лицу, или третьему и четвертому, или большему числу лиц, ибо иначе вопрос остался бы нерешенным и его решение было бы предоставлено силе, что было бы против естественного закона.

Таковы естественные законы, диктующие мир как средство сохранения людей в массе и относящиеся лишь к учению о граж­данском обществе. ...Естественные законы неизменны и вечны.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic