a_krivoshey

Category:

О ГОСУДАРСТВЕ

О ПРИЧИНАХ, ВОЗНИКНОВЕНИИ

И ОПРЕДЕЛЕНИИ ГОСУДАРСТВА

Цель государства — главным образом обеспечение безопасно­сти. Конечной причиной, целью или намерением людей (которые от природы любят свободу и господство над другими) при нало­жении на себя уз (которыми они связаны, как мы видим, живя в государстве) является забота о самосохранении и при этом о бо­лее благоприятной жизни. (Безопасность) не гарантируется есте­ственным законом. ...Естественные законы... сами по себе, без страха какой-нибудь силы, заставляющей их соблюдать, противо­речат естественным страстям, влекущим нас к пристрастию, гордости, мести и т. д. А соглашения без меча лишь слова, которые не в силах гарантировать человеку безопасность. ...

Такая общая власть, которая была бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причи­няемых друг другу, и, таким образом, доставить им ту безопас­ность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое боль­шинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю. ...В этом человеке или собрании лиц состоит сущность го­сударства, которое нуждается в следующем определении: госу­дарство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты.

Тот, кто является носителем этого лица, называется сувере­ном, и о нем говорят, что он обладает верховной властью, а всякий другой является его подданным.

Подданные не могут изменить форму правления. ...Те, кто уже установил государство и таким образом обязался соглашением признавать как свои действия и суждения одного, не могут без его разрешения правомерно заключать между собой новое соглаше­ние, в силу которого они были бы обязаны подчиняться в чем-либо другому человеку. ...И обыкновенно бывает так, что те, кто живет под властью монарха, считают свое жалкое положение результатом монархии, а те, кто живет под властью демократии или другого верховного собрания, приписывают все неудобства этой форме государства, между тем как власть, если только она достаточно совершенна, чтобы быть в состоянии оказывать защи­ту подданным, одинакова во всех ее формах.

О РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ГОСУДАРСТВ,

ОСНОВАННЫХ НА УСТАНОВЛЕНИИ,

И О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ

Различие государств заключается в различии суверена или лица, являющегося представителем всех и каждого из массы людей. А так как верховная власть может принадлежать или одному человеку, или собранию большого числа людей,... то отсю­да ясно, что могут быть лишь три вида государства. ...Если пред­ставителем является один человек, тогда государство представля­ет собой монархию; если собрание всех, кто хочет участвовать, тогда это демократия, или народоправство; а если верховная власть принадлежит собранию лишь части граждан, тогда это аристократия. Других видов государства не может быть, ибо или один, или многие, или все имеют верховную власть... целиком. Тирания и олигархия есть лишь различные названия монархии и аристократии. ...Это не названия других форм правления, а вы­ражение порицания перечисленным формам.

...Власть суверена в государстве должна быть абсолютной. ...Как доводы разума, так и священное писание ясно свидетель­ствует, на мой взгляд, что верховная власть независимо от того, принадлежит ли она одному человеку, как в монархиях, или со­бранию людей, как в народных или аристократических государ­ствах, так обширна, как только это можно себе представить.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic